|
|
Белогорские пещеры всегда были почитаемы народом. И в XIX веке, и в прошлом столетии, и сейчас. Ко мне в руки попали рукопись и статья с воспоминаниями о пещерах. Думаю, авторы прежде всего опрашивали местное население. Что же думали о Белогорских пещерах люди?
В 1836 году была составлена рукопись "Город Павловск и окрестности его. Отрывок из прогулки на Кавказ". Она упоминается во многих печатных изданиях XIX века. В каталоге РГИА я обнаружила карточку с шифром дела о рассмотрении рукописи о Белогорских пещерах (ф. 796, оп. 120, д. 1454). Как впоследствии оказалось, речь шла именно о рукописи: "Город Павловск и окрестности его…". Начинается дело с доношения Святейшему Правительствующему Синоду Московского Комитета цензуры духовных книг от 7 ноября 1839 года. Оценку Комитет дает отрицательную: "В изложении Сочинителем столь разнородных предметов и противоположных в себе чувствований встречаются и такие недостатки, которые обличают в нем незнание духовных предметов. Также славянского и русских языков. И показывают в сочинителе одну суетность и напыщенность…Вообще сочинитель до того пишет надуто и преувеличенно, что и там, где он может быть говорит истину, читатель легко может усомниться" [34] . Далее в документе указываются ошибки автора. Интересно, что ссылки цензора на номера страниц рукописи не совпадают с теми, что проставлены в подлинной рукописи. Сравнивая те и другие номера, я пришла к выводу, что цензор мог держать в руках не подлинный рукописный экземпляр, а типографскую корректуру (на одной странице которой умещалось несколько страниц рукописного текста). Выходит, рукопись была уже набрана в какой-то типографии и остановлена цензурой буквально в последний момент! (самой корректуры в деле не сохранилось)
Комитет цензуры духовных книг не одобрил рукопись. Но в ней упоминалась любимая народом Мария Константиновна, поэтому рукопись представили в Св. Синод (на основании 223-й статьи Устава о цензуре). Синод не одобрил ее к печати.
В деле также дается указание на то, что Синод получал от Благочинного Иоанна Ставрова сведения о Марии-пещерокопательнице и что эта рукопись, под названием "Подробные сведения о Марии Константиновне пещернице Белогорской и о пещерах изрытых в меловой горе на правом берегу реки Дона" (как сказано в поздней помете на последней странице дела) была взята в рукописный отдел 9 апреля 1909 года.
Я просмотрела описи фонда коллекции синодальных рукописей - ф.834 в РГИА (которая прежде и именовалась "рукописным отделом Синодального архива") и нашла интересующие меня рукопись Ставрова под названием: "Подробные сведения о Марии Константиновне пещернице Белогорской и о пещерах изрытых в меловой горе на правом берегу реки Дона" - РГИА, ф.834, оп.3, д.4036. В этом же деле оказалась и вторая рукопись: "Город Павловск и окрестности его. Отрывок из прогулки на Кавказ" - та самая, о которой столько раз упоминали авторы XIXв., но которую ни разу ни цитировали, ни пересказывали и, вероятно, не видели, а только знали по-наслышке. Первая рукопись не принесла новой информации, за исключением той, которую я привожу в цитатах в главе 6: "Описание церкви". Зато вторая меня очень заинтересовала. Анонимный автор описывает свое посещение Белогорских пещер и рассказывает историю Марии-пещерокопательницы со слов некоего старца. Ошибок как грамматических, так и фактических действительно очень много. Сведения недостоверны и, скорее всего, основаны на местных слухах. Фамилия Марии Константиновны по рукописи - Воробьева, во всех других источниках она Шерстюкова. В рассказе также фигурирует племянник Марии (тогда как, благочинный Ставров указывает на то, что все племянники Марии к этому времени уже умерли). Подробно описываются явно вымышленные факты: о явлениях ангела к Марии, об ее чудесах, о том, что одними ногтями рыла она пещеру и др. Точной информации рукопись не несет, но зато как интересно услышать голос современников Марии и проследить, как реальные события обрастали фантастическими подробностями в народном сознании в течении довольно непродолжительного времени. Поэтому эту столь знаменитую и ни разу не публиковавшуюся и не пересказывавшуюся рукопись я дословно воспроизвожу в приложении к своей работе.
Следующие "путевые заметки" появились в 1885 году. Статья Б.Познанского "Воронежские хохлы" была опубликована в журнале "Киевская старина". Если в выше упомянутой рукописи Мария предстает как человек, который совершает подвиг, которого все уважают и чтят, то в данной статье она описана с худшей ее стороны: во всех ужасных подробностях перед нами ее разгульная жизнь после смерти мужа, ее дальнейшее поведение. Однако автор говорит о монастыре в целом с уважением - очевидно, так же относился к пещерам народ (отрывок из статьи о монастыре также приводится в приложении).
|
|