В 796 фонде РГИА (фонд канцелярии Св.Синода) хранится дело №196. Все публикации по Белогорским пещерам, найденные мною, основаны на этих материалах, так что новой информации в этом деле я не нашла. Гораздо больший интерес представляет другое дело, найденное мною в 797 фонде (канцелярия Обер-прокурора Св.Синода - ф.797, оп.2, д.5355). Оно велось параллельно с синодальным.
Разбирательством по Белогорским пещерам занимался сам Министр Духовных Дел и Народного Просвещения князь А.Н. Голицын. В своем письме Воронежскому вице-губернатору М.Л. Магницкому от 6 июня 1817 года он писал:"Святейший Синод предоставил мне сделать об оном надлежащее с кем следует сношение; но прежде нежели преступлю я к формальной по сему переписке с Сергеем Козьмичем [Вязмитиновым - А.Ж.], я желал бы знать действительно ли справедливы показания на счет означенной пещеры и учредительницы оной Марии Шерстюковой и в особенности по каким причинам Воронежское Губернское начальство затрудняется в исполнении требований тамошней духовной Консистории по сему предмету" [11] .
17 августа 1817 года Голицын получает письмо от Воронежского гражданского губернатора Н.П. Дубенского, в котором последний излагает князю суть проблемы: рассказывает историю возникновения Белогорских пещер. Из сообщенного ему, Министру, отзыва Гражданского Губернатора явствует, что семидесятилетняя старуха Мария Шерстюкова начала рыть пещеру 20 лет тому назад, из благочестивого желания спасти свою душу. Она никого ничем к себе не привлекает; приходящие из любопытства, также для богомолия иногда приносят ладан и свечи, которые нужны для освещения ходов в разных отделениях пещеры (уходящей вглубь на 212 м ). Шерстюкова сама иногда делала свечи и, отдавая их приходящим для обхода пещеры, получала без всякого требования деньги и съестные припасы. Остатки свеч она отдавала в церковь Св. Троицы близ Белогорья. Приношения Мария отдавала нуждающимся в пище и одежде, поправляла дома бедным и даже строила новые.
Далее следует ведомственная переписка между князем Голицыным, гражданским губернатором Н.П. Дубенским, Министром Внутренних Дел О.П. Козадавлевым, Санкт-Петербургским генерал-губернатором С.К. Вязмитиновым, Воронежским вице-губернатором М.Л. Магницким. 12 января 1818 года Голицын пишет Козодавлеву, что Его Императорское Величество разрешает устроить церковь. Император не нашел в действиях Шерстюковой никакого суеверия или раскола, но даже отнес их к подвигам набожности, и потому высочайше повелеть соизволил: 1) Вход в пещеру оставить свободным, для продолжения трудов; 2) Согласно просьбе Шерстюковой, устроить в оной небольшую церковь по приличию; 3) Предоставить Его Преосвященству, по сношению с Гражданским Губернатором, рассмотреть, на каком основании можно привести такое желание старухи Шерстюковой о церкви в исполнение, т.е. может ли она построить ее на свой счет, или потребуется пособие от казны, то какое именно, также в каком виде существовать сей церкви; 4) Обо всем том представить в свое время Св. Синоду на дальнейшее уважение".
Почему так благосклонно отнесся к пещерокопательнице император? Б. Познанский в своих воспоминаниях говорит об одном интересном факте: через Павловск проезжала богатая донская казачка Иловайская, направляясь к Сергию-Троице и далее в Петербург. Услыхав про Белогорские пещеры, она посетила их и обещала свое содействие защите этого дела от притеснений. Известно, что после отечественной 1812 году войны донцы были в милости у правительства - их принимали во всех высших кружках. Иловайская рассказала в Петербурге про пещеры, про Марию. Сейчас-же последовал запрос (1818 г.) местным, воронежским уже властям о том, какой такой скит завелся на Дону около Павловска и не есть ли это раскольничий скит. Власти испугались и донесли о ските, выгораживая себя, как о деле святом и богоугодном, ничего общего с расколом не имеющем. Иловайская знала об этой переписке и на обратном пути, посетив опять Марию, посоветовала ей заняться устройством церкви [12] .
Интересно и то, что именно князь Голицын, увлекавшийся мистицизмом, министр духовных дел, против которого боролись иерархи, почитая его человеком чуждым православию, в данном случае явно содействовал устроению церкви.
Hosted by uCoz