(Из брошюры: Указатель храмовых празднеств в Воронежской Епархии. Воронеж, 1885, вып.4, с.160-163)

Бывшие еще при Марии пещеры ( более 500 саженей (более 1 км) назывались старыми, а выкопанные после ее смерти - новыми.
Имеется два входа и вентиляционные отверстия. Главный вход - в западной стороне к пещерному храму ( в отверстие от р. Дона). Арка открывает ход в широкую галерею на юго-запад прямо в пещерную церковь. В правой стороне входа большой киот с иконами и ктиторский ящик, налево тоже киот с иконами. На стене плащаница. Иконы: на правой стороне царских врат Св. Троица в виде трех странников в серебряной и позлащенной ризе и Св. Александра Невского, со скипетром в правой и свитком в левой. На свитке надпись: " Господи! Да будет благословение Твое на месте сем святом". С левой стороны: Божия Матерь с младенцем, пред ликом Ея в коленопреклоненном положении преподобные Антоний и Феодосий Печерские, в серебряной ризе; икона Воздвижения Честнаго Креста; над царскими вратами - Тайная Вечеря. Замечательные и местночтимые иконы: Вознесения Господня и Божией Матери "Мария благую часть избра" (обе копии с находящихся в Вознесенской церкви); на южной стороне: Св. Иоанна Крестителя, Св. Николая Чудотворца и Марии Магдалины.
Против северных врат алтаря тянется косвенно изрытый ход, заканчивающийся окном, Вход в пещеры от северных врат, где сделана железная решетка. По открытии решетки путь в пещеры направляется в гору; затем потянулись пещерные ходы, пересекаясь везде крестообразно, извиваясь то вверх, то вниз, то горизонтально. В стороне, в пещерах, запечатлены те места, которые приготовили для своего погребения Мария и Иван Тищенко. В новых пещерах стоят внимания три каморы, изрытые наподобие пещерного храма и, может быть, для устройства здесь новых храмов. В одной из этих камор находятся литые из чугуна изображения ликов Спасителя и Божией Матери - это дар полковника Николая Петровича Иванчина. Другой вход в пещеры с юго- западной стороны к алтарю. При входе в него вырыта довольно большая камора с одним окном к р. Дон. Камора эта вырыта в 1818г. для приема Императора Александра. В пещерах имеется несколько келий для монахов, часовня и др. помещения.
На верху горы, посреди монастыря, стоит церковь Воскресения, построенная в 1886 - деревянная, обложенная кирпичом, внутри и снаружи оштукатуренная. В каменном нижнем этаже под церковью помещается просфорня и несколько келий. Иконостас писан в Москве, одноярусный. Местные иконы: Воскресения Христова, Св. Митрофана, по левую сторону царских врат Божией Матери и Св. Тихона, на дверях: южных - арх. Михаил, северных - архидиак. Стефан. Церковь маловместительна и богослужения совершаются только летом. Эта церковь, по отстройке нового храма в честь Воскресения Христова, была уничтожена. Новая церковь о пяти главах, величественной архитектуры и находится на середине монастыря, на верху пещерной горы.
Церковь Вознесения в Воскресенском Белогорском монастыре построена над усыпальницею, где погребены пещерокопательница Мария и Иван Алексеевич Тищенко. На этом месте в 1869г. сначала была устроена часовня, а затем в 1874 г. церковь. Первоначально предполагалось освятить ее в честь Св. Николая. Эта церковь деревянная, обложенная кирпичом и внутри оштукатуренная. Она теплая и в ней отправляется Богослужение зимою, равно как и усыпальница теплая и здесь постоянно читается Псалтирь и отправляются ежедневные панихиды. В этой церкви иконостас резной, работы Ломакиной из сл. Бутурлиновки. Местные иконы в 4 яруса и большей частию копии с икон Санкт- Петербургского Исаакиевского собора. По правую сторону царских врат: Спаситель, на дверях пр. Захария, Вознесение Господне, на левой - Божией Матери (сидящей), на дверях первосвящ. Аарон, Свв. Митрофан и Тихон; во 2-ом ряду над царскими вратами - Тайная Вечеря, по сторонам: Св. Александр Невский и Св. равноап. кн. Владимир, Свв. Иоанн Воин и Георгий Победоносец, Свв. Николай и Мария Египетская; в 3-м ряду - Св. Троица, а над нею - Воскресение Христово.
В алтаре на горнем месте: сидящий на престоле Спаситель. Из икон, находяшихся на стенах, замечательны Св. Александра Невского ( на правом клиросе), Св. Митрофана, Св. Николая, Св. Тихона; за правым клиросом икона Божией Матери " Мария благую часть избра", за левым - Божией Матери " Скоропослушницы" ( принесена с Афона, из Андреевского скита), великомуч. Пантелеимона (тоже с Афона), иконы Божией Матери "Казанская" и "Иерусалим". Последняя писана по золоту и богато украшена - дар Евдокии Иловайской из земли Войска Донского. В алтаре иконы Успения и Ахтырской Божией Матери. Над входом в церковь иконы Св. Троицы и Дивногорской Божией Матери. При сей церкви замечательна и прочностию архитектуры и красотою своего положения каменная двухэтажная колокольня, устроенная в 1851г. В нижнем этаже ее помещается ризница, в которой хранятся два богато украшенных Евангелия: одно работы Сазикова. В Вознесенской церкви хранится небольшая в серебрянной ризе икона Св. Александра Невского. Эта икона - дар Благочестивейшего Государя Императора Александра, по Высочайшей воле которого и положено основание Белогорской обители. Замечательны также местночтимая икона Божией Матери "Мария благую часть избра" (другое название "Мария обретет благодать у Бога"). Она находится над правым клиросом. Перенесена икона из пещерного храма, где, находясь 20 лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид. По преданию она принесена в нач. Х1Х в. некою странницею из Киева. Рассказывают, что во время пребывания иконы в пещерном храме она оставалась все время сухой, тогда же как другие св. иконы были влажными. Когда же воздух в пещерах переменяется и все иконы просыхали, то на сей иконе замечали капельки воды, как от росы. Эта икона чтится чудотворной и хранятся записи нескольких чудесных исцелений от сей иконы. На ней серебряная позлащенная риза и на иконе привески наподобие различных частей человеческого тела" [32] .
В 1896 году началось строительство нового каменного собора по проекту архитектора Афанасьева.6-8 сентября 1915 года собор был освящен. Всенощную служил сам Владыка при протоирее Д. Кашменском. На 2-й день главный престол был освящён в честь Воскресения Христова [33] . Росписи в нем производил известный художник В.Ф.Щукин.
В 1910 году в ходе всероссийской кампании по страхованию строений церковного ведомства, была составлена страховая оценка всех зданий принадлежавших монастырю, которая позволяет составить представление о том как выглядели монастырские здания накануне революции и какие строения принадлежали монастырю, как внутри монастыря, так и за его пределами - в хуторе Должик. Поскольку эта оценка может стать юридическим основанием для возвращения Церкви хотя бы части принадлежавшего ей монастырского имущества, я привожу ее дословно в приложении к настоящей работе. Разбирая подписи лиц, составлявших оценку, я установила имена последнего предреволюционного настоятеля монастыря - игумена Поликарпа и ризничего Александра.
Hosted by uCoz