В 1827г. в пещерную церковь был определен заштатный священник Петр Зорич (без причта), благочинным стал священник Димитрий Миртов. В 1830г. церковь поступила в благочиние Петра Устиновского, в 1832г. на место Зорича был определен для служения заштатный же священник Феодор Михайлов, а после его смерти в 1837г. - опять о. Зорич. С 1850г. белогорские пещеры находились в заведовании благочинных: Павловского протоирея Павла Тимофеева, Зайцева и др.
Пещерокопательство продолжалось. В начале 1823 года в пещеру явился юноша, немой, босой, в одной суконной черной свитке без пояса и шапки, окованный по телу толстыми железными веригами. Все, что ему говорили, он понимал и слышал хорошо, язык имел правильный и свободный, а потому мог бы говорить, но молчал. С виду он был крайне благочестив и набожен, смирен и простодушен, как дитя, бескорыстен совершенно, ибо не принимал ни от кого денег и вещей, кроме печеного хлеба, да и тот раздавал тогда же другим, оставляя для себя очень мало. Когда донесено было о нем Епархиальному Начальству, его вытребовали в Воронеж и там он скончался в доме Г. Шаганова. После его смерти вскрыли погреб, близ кельи Марии, в которой он жил - нашли развешанные иконы и грубое каменное ложе. Впоследствии стало известно и имя подвижника - Иаков [22] .
Среди продолжателей дела Марии известен также Иван Алексеевич Тищенко из слободы Разковой, Богучарского уезда. Он пришел в Белогорье еще при жизни Марии и начал копать свои особые пещеры, которые потом мыслил соединить с уже имевшимися. Когда Иван Алексеевич скончался, решено было похоронить его рядом с Марией. Почитаем народом и Андрей Николаевич Васильченко, более известный под именем монаха Антония. Он родился в слободе Александровка, посвятил свою жизнь пещерокопанию. Антоний устроил себе в пещере келью, соорудил гроб и все время проводил в молитве и труде. Его брат Андрей стал старостой Белогорской церкви Александра Невского. Именно он обратился в Св. Синод с просьбой устроить в Белогорских пещерах монастырь.
В каталоге Российского Государственного Исторического архива удалось обнаружить дело из фонда канцелярии обер-прокурора (ф.797, оп.30, д.5). Параллельное дело в фонде Синодальной Канцелярии не нашлось, хотя были просмотрены все описи с 1853г. по 1860г. в фонде 796. Впервые прошение Васильченкова упоминается в письме Статс-секретаря князя А.Ф. Голицына обер-прокурору Синода графу А.П.Толстому (от 16 января 1860 года). "Государственный крестьянин Иван Васильченков…просит о Всемилостивейшем дозволении устроить при белогорских пещерах общежительный монастырь, и об оказании пособия на окончание колокольни" [23] . До этого в 1857 году просьбой открыть общежительную пустынь близ города Павловска обращался Почетный гражданин Николай Зыков. Св.Синод, рассмотрев прошение, приказал препроводить его к Преосвященному Епископу Воронежскому Иосифу с тем, чтобы последний представил Св.Синоду надлежащие сведения [24] . Из последующих документов непонятно, что же все-таки решил Св.Синод - очевидно, эта информация находилась в синодальном деле, которое не удалось отыскать. Ясно одно - монастырь не был учрежден. К делу приложена газета ("Северная почта", 1863г., №142). В ней обведена статья об авантюристе, который копал в шести верстах от слободы Новой Калитвы в меловых горах пещеры. Он выманивал у однослобожан деньги якобы на создание храма. Возможно, эта газетная статья сыграла отрицательную роль в решении вопроса об учреждении монастыря.
В этом же деле (ф. 797, оп.30, д.5) рассматривается вопрос об отводе Белогорским пещерам земли - крестьяне слободы Белогорья уступали общине 13 десятин 2350 саженей. 8 десятин 2350 саженей уже давно были заняты огородом, садом и дворовыми постройками Белогорских пещер, остальные 5 десятин составляли выгон [25] . Как пишет в рапорте от 3 февраля 1861года секретарь М.Зеленский, Воронежская Палата Государственных имуществ в 1859 году обращалась в I и II департаменты Министерства государственных имуществ [26] . В министерство были представлены чертежи и план отвода земли, сделанный землемером Сергеевым.
Просмотрев в каталоге описи фонда Министерства Гос. Имуществ, я нашла запись дела "об отводе земли Белогородской женской общине" (ф.384, оп.8, д.660). Белогорские пещеры никогда не были женской общиной, да и название не совсем совпадало, но я решила все-таки заказать это дело. И не ошиблась - неправильное название пещер ("Белгородские", вместо Белогорских) было лишь ошибкой писаря.
Начинается дело с представления Воронежской палаты в Министерство от 17 сентября 1859 года - излагается суть вопроса. Приложено и письмо самих крестьян Помощнику Острогожского Окружного Начальника Пасхину от 16 декабря 1859 года. Крестьяне Василий Илюшенков, Григорий Пащенков. Яков Савченков, Михайло Ковалев и др. пишут о том, что согласны уступить землю Белогорским пещерам и даже видят в этом пользу, т.к. большое количество богомольцев приведет к расширению торговли в слободе Белогорье. В отпуске из Министерства Гос. Имуществ от 9 августа 1860 года Господин Управляющий министерством предлагает воронежской палате "привести в исполнение означенное предположение, с тем однако, чтобы самый отвод земли, показанный на плане, сделан был не прежде как по воспоследовании в установленном порядке разрешения на учреждение общины" [27] . План и описания были возвращены в Воронежскую палату, поэтому и не удалось обнаружить его в фондах РГИА.
Итак, землю Белогорские пещеры могли получить лишь в случае учреждения общины, а разрешения на это Св. Синод не давал.
Hosted by uCoz