|
|
Итак, в 1796 году Мария Шерстюкова приступила к своему делу. Как ни старалась
она скрыться дальше от глаз людских, об ее трудах узнали. Бывшая разгульная
женщина, потом ворожея-колдунья, бродившая по белогорским горам для собирания
лекарственных трав, в сознании простого народа долго должна была еще казаться
предметом страха. Но люди поверили ей, поверили в то, что она спасает свою душу,
и потянулись к пещерам. Многие приходили помогать Марии. Для духовенства ее недавнее колдовство, уклонение от посещений храма подрывали доверие к ее подвигу, тем более что ее духовником был не приходской священник, а неизвестный киевский иеромонах. Волновало и большое количество подаяний от народа, которые принимала Мария. Белогорское духовенство стояло против
В 1800 году священнослужители обеих белогорских церквей донесли о пещернице
благочинному протоиерею М. Яковлеву. Отец Яковлев пытался уговорить Марию
бросить свое занятие и не соблазнять людей. Она оправдывалась повелением на
свой труд свыше и тем, что делает это для своего спасения; посетителей же в пещеру
не привлекает и запретить им приходить к себе не может [8] . Результат этого следствия
неизвестен.
В 1807 году благочинным был назначен белогорский священник Иоанн Ставров.
Это был один из крупных деятелей Придонья: "Правдивость, точное исполнение
своей службы, ревностное попечение о благе пасомых, а в частной, семейной жизни
- опрятность и комфорт, чуждые роскоши, гостеприимство - вот черты, которыми,
по народному преданию, должно характеризовать личность Ставрова. Это был
ученый пастырь и бдительный страж своего стада. Не было праздника, не
проходил ни один воскресный день, когда бы Ставров лишил своих пасомых
духовной пищи: проповеди простые, но полные живости и убедительности были
готовы у него к каждому празднику" [9] .
Между тем пещеры все более и более распространялись в горе по разным
направлениям, и стечение людей умножалось. Разные, самые нелепые рассказы
о пещере разносились среди людей. Поэтому в 1806 году Иоанн Ставров донес
об этом Преосвященному Арсению II Воронежскому. Преосвященный Арсений
просил Губернское Правление об уничтожении пещеры. В том же году от
Острогожского земского суда последовал приказ - вынести из пещеры иконы и
кресты и вход в пещеру заложить, а Марии запретить рыть пещеры, и за этим
иметь неослабный надзор Острогожскому земскому суду. Вход в пещеру был
завален в начале 1807 года. Дело было отдано в ведение земской полиции и
белогорское духовенство не имело возможности наблюдать за Марией [10] .
В том же 1807 году вход в пещеру опять был открыт неизвестно кем,
и по ночам работа в горе продолжалась. Узнав об этом, земская полиция
вытребовала Марию в Острогожск; там она содержалась несколько дней
под стражею, но потом опять была отпущена на жительство в слободу Белогорье.
С тех пор, по недосмотру полиции, вход в пещеру всегда был открыт. В Белогорских
пещерах продавались восковые свечи (а в 1809 году право мелочной продажи
свечей было предоставлено исключительно церквям). Белогорское духовенство
в 1811 году донесло об этом Преосвященному Воронежскому Антонию I, но
ответа не последовало.
|
|